We now on XenForo 2.3! Testing on the way!

Важен ли баланс в цивилизации?

  • Да

    Votes: 7 77.8%
  • Нет

    Votes: 2 22.2%
  • Свой вариант

    Votes: 0 0.0%

  • Total voters
    9
Status
Not open for further replies.
Приведу своё понимание баланса, не претендуя на истину. Баланс - это возможность выбора. А дисбаланс - это его отсутствие.

Возможность выиграть игру делая упор в ту или иную сторону (наука, туризм, военная сила и т.п.). Возможность противостоять другим войскам этой же эпохи (у каждого типа войск есть свои преимущества и недостатки). Возможность построить чудо, просев по общим показателям на несколько ходов, но получив большой бонус в дальнейшем или сразу после постройки. Возможность выбрать себе религию, потратив на это определённые ресурсы (или не потратить, если повезёт с ГГ) или вложить их во что-то более важное на данном этапе, но тем самым религию вам "завезут" соседи. Возможность выбрать нацию, которая сможет дать вам бонус в определённый момент\всегда, но противник тоже получит свой бонус. Возможность выбрать общественный институт и идеологию, в конце то концов (хотя тут и наблюдается дисбаланс с традицией, согласен, на то она, наверно, и традиция:wink:), но доступно она опять-таки всем. Возможность вырубить лес, получив сейчас молотки, но теряя их в будущем (не всегда, конечно). И такими возможностями пропитана вся Цива, как мне кажется.
Или тут:
Что касается самой темы. Подумайте вот о чем. Вы играете за Эфиопию. У вас религии достаточно. С 3 городов 6 религии в ход только за счет монументов. Можно не строить чудо на веру и потратить эти 124 молотка в другую область. Не ставить упор на веру, а развиваться сбалансировано.
Только стольня у вас в пустыне, где много пойм и 12 петрахолмов будет. Места под 2 других города тоже на поймах. Будете ли вы брать религию на +1 веры с пустынь или нет? Или лучше взять +1 яблоко с пшеницы, которой у вас до 5 штук на всю империю? В первом случае вы получите точно +30 религии. Во втором только +5 еды. Чем будете руководствоваться: сбалансированной игрой или эффективностью? Учитывая что для таких объемов веры не нужны дополнительные затраты в виде молотков.
Да есть выбор, но для приведённых условий он очевиден, но такие условия возникают крайне и крайне редко. Хотя и тут можно похвалить Циву за то, что она для определённых условий делает выбор более лакомым. Но нету же гарантии, что у противника не будет залежей меди\железа\соли или золота\серебра. Тут уже вопрос везения, которое привносит свои крохи в итог партии.

Именно с этой точки зрения, считаю, что в Циве есть и важен баланс. Не будь, допустим, у катапульт времени на развёртку, можно было бы рашить по-началу города, т.е. отсутствовала возможность противостоять и, следовательно - дисбаланс. Другой пример: раньше, насколько я помню, у коней отсутствовал штраф на атаку городов, что позволяло брать города с набега, т.е. очень эффективно и быстро. Добавили штраф и теперь без поддержки более медленных или дальнобойных юнитов придётся очень и очень туго - добавили возможность противостоять таким рашам. Не давали бы ГГ голоса во всемирном конгрессе - к концу игры их бы все захватывали\сжигали и т.д.

С другой стороны есть и ограничения в возможностях, как справедливо заметил kur-zaz, такие как невозможность вырасти на 2 жителя за ход или произвести 2 отряда за ход, но это, по моему мнению, незначительные ограничения, не особо влияющие на баланс игры, но влияющие, бесспорно. Вообще создать игру, в которой был бы идеальный баланс невозможно, можно только создать нечто очень близкое.

Пойдём дальше, уж извините, даже в реальной жизни баланса нету, вроде бы возможностей куча, но вы всегда будете ограничены начальными условиями. Какие таланты в вас были заложены или, если хотите - к чему вас тянет и вызывает интерес? Да, согласен, добиться можно всего, было бы желание, но будете ли вы получать от этого удовольствие и будете ли вы счастливы? Сомневаюсь.

Вот такое у меня сложилось понимание о балансе в целом. Есть возможность выбора - есть баланс, нету - дисбаланс. И раз уж понеслась такая карусель - считаю, что игра, в которой создатели наиболее близко приблизились с балансу - Starcraft 2. Возможности просто колоссальны, 3 абсолютно разные расы, которые на равных сражаются против друг друга - это нечто. И самое главное, что против любой стратегии оппонента тебе есть чем ответить и только, и только вашими возможностями всё ограничивается. А в Циве, судя по роликам Халецкого, в боевой составляющей чаще всего, ставка делается на дальнобойные юниты: луки\метколуки\арбалетчики\фрегаты\арта и только под конец XCOM. В общем, некий дисбаланс есть, хоть и небольшой.
 
Status
Not open for further replies.
Правила Форумов обязательны к прочтению! Используйте полезные закладки. ВСЕ изображения и файлы загружаются только на наш сервер! Для этого необходимо использовать кнопку "Прикрепить файлы" или просто перетащить необходимые файлы/изображения с вашего компьютера в окно редактора.